УТВЕРЖДАЮ
Директор
ООО «Институт коучинга и клинической психологии»
А.В. Скобинев
Приказ №53 от 20 февраля 2021 г.
Основы психологического консультирования. Построение терапевтических отношений и общие механизмы психологической помощи
Дополнительная профессиональная программа
(программа повышения квалификации)
242 академических часа
Общая характеристика программы
Цель реализации программы
Целью реализации дополнительной профессиональной программы – программы повышения квалификации «Основы психологического консультирования. Построение терапевтических отношений и общие механизмы психологической помощи» (далее – программа): совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификациив области психологического консультирования и оказания психологической помощи.
Направленность (профиль) программы
Получить или восстановить профессиональные навыки на основе решения реальных кейсов, наблюдения за работой опытных специалистов, формирования собственных компетенций и навыков психолога-консультанта. Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Задачами освоения дисциплины являются
1.Освоить базовые составляющие психологического консультирования.
2.Научиться использовать основы психологического консультирования и психологической помощи.
Актуальность программы
1. Программа восстанавливает пробел между теоретической базой и ее практическим применением при работе с клиентом.
2. Выпускники курса распознают признаки кризиса, психического расстройства, выявляют особенности личности клиента, выстраивают уникальную программу помощи каждому клиенту, а также распознают скрытые процессы в консультировании, грамотно распределяют ответственность, подбирают необходимые инструменты помощи клиенту.
3. Программа помогает психологам сформировать собственную этическую позицию, отслеживать конфликты интересов и собственные ограничения, работать в интересах клиента.
Отличительные особенности программы
1. Программа нацелена на результат каждого участника.
2. Вся работа построена на реальных кейсах, типичных процессах, возникающих в ходе консультирования (агрессия, нарушение границ, отсутствие мотивации, фокусировка на симптомах и т.д.).
Адресат программы
– Студенты последних курсов психологии
– Выпускники психологи
– Практикующие психологи.
Нормативно-правовые основания разработки программы
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
– Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 № 682н «Об утверждении профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере».
– Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 29.07.2020 № 839 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология».
Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации
а) Области профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие дополнительную профессиональную программу – программу профессиональной переподготовки «Основы психологического консультирования. Построение терапевтических отношений и общие механизмы психологической помощи» (далее – выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность:
– индивидуальное психологическое консультирование и сопровождение лиц, нуждающихся в психологической помощи.
б) В рамках освоения программы выпускники готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующего типа:
– консультационная.
Таблица 1. Связь дополнительной профессиональной программы с профессиональным стандартом
Наименование программы | Наименование выбранного профессионального стандарта (одного или нескольких), ОТФ и (или) ТФ | Уровень квалификации ОТФ и (или) ТФ |
---|---|---|
Основы психологического консультирования. Построение терапевтических отношений и общие механизмы психологической помощи. |
Профессиональный стандарт:
«Психолог в социальной сфере».
ТФ (А/03.7) Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию. |
7 |
Таблица 2. Сопоставление описания квалификации в профессиональном стандарте с требованиями к результатам подготовки по ФГОС ВО
Профессиональный стандарт | ФГОС ВО бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология |
---|---|
Выбранная(ые) для освоения ОТФ или ТФ
  ТФ (А/03.7) Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию |
Вид(ы) деятельности (ВД). Иногда профессиональные компетенции
  Консультационная |
Трудовые функции по каждой ОТФ или трудовые действия. Иногда необходимые умения
  Трудовые действия:   Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников.   Разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов.   Групповое и индивидуальное консультирование клиентов.   Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов.   Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации. |
Профессиональные (общепрофессиональные)
компетенции по ВД.
  ОПК-3. Способен выбирать адекватные, надежные и валидные методы количественной и качественной психологической оценки, организовывать сбор данных для решения задач психодиагностики в заданной области исследований и практики.   ОПК-4. Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования.   ОПК-7. Способен поддерживать уровень профессиональной компетенции, в том числе за счет понимания и готовности работать под супервизией.   ОПК-8. Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры. |
Требование к результатам освоения программы
Таблица 3. Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности (перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы)
Наименование видов деятельности | Код | Наименование профессиональных (общепрофессиональных) компетенций |
---|---|---|
Консультационная | ОПК-3 | Способен выбирать адекватные, надежные и валидные методы количественной и качественной психологической оценки, организовывать сбор данных для решения задач психодиагностики в заданной области исследований и практики. |
ОПК-4 | Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования. | |
ОПК-7 | Способен поддерживать уровень профессиональной компетенции, в том числе за счет понимания и готовности работать под супервизией. | |
ОПК-8 | Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры. |
Выпускник должен обладать следующими универсальными компетенциями (УК)
Наименование категории (группы) универсальных компетенций | Код | Наименование универсальных компетенций |
---|---|---|
Системное и критическое мышление | УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. |
Разработка и реализация проектов | УК-2 | Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений. |
Коммуникация | УК-4 | Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах. |
Таблица 4. Планируемые результаты освоения программы
Наименование видов деятельности | Профессиональные (общепрофессиональные) компетенции (формирующиеся) | Практический опыт | Умения | Знания |
---|---|---|---|---|
Консультационная | ОПК-3. Способен выбирать адекватные, надежные и валидные методы количественной и качественной психологической оценки, организовывать сбор данных для решения задач психодиагностики в заданной области исследований и практики. | Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов. |
Проводить предварительную диагностику (сбор анамнеза, сбор информации об актуальной жизненной ситуации, особенностях социализации).
  Направлять клиента к специалистам смежных профессий, работать в команде в клиническим психологом и врачом-психиатром.   Разрабатывать программы оказания психологической помощи клиентам, попавших в трудную жизненную ситуацию.   Разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с различным уровнем функционирования психики. |
Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), психология горя, потери, утраты.
  Критерии здоровья. Регистры психопатологических расстройств.   Основы наркологии. Особенности контакта с клиентом с зависимостью.   Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации. Дискриминация. Стресс меньшинств. |
ОПК-4. Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования. | Индивидуальное консультирование клиентов. |
Оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций.
  Проводить психологическое консультирование клиентов, нуждающихся в психологической помощи. |
Основы психологического консультирования (виды, формы, методы).
  Контракт как методика построения процесса консультирования.   Психологическая и психическая травма (концепции, факторы, методы работы).   Построение предварительной гипотезы.   Технологии, методы и формы оказания психологической помощи. |
|
ОПК-7. Способен поддерживать уровень профессиональной компетенции, в том числе за счет понимания и готовности работать под супервизией |
Работа под супервизией в индивидуальном и групповом форматах.
  Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к социальным проблемам |
Формировать этичное психологическое сообщество.
  Привлекать коллег к обсуждению этических вопросов.   Работать в супервизионной группе.   Вести психологическую просветительскую деятельность среди населения.   Использовать современные технологии работы для решения вопросов клиентов. |
Основные положения этического кодекса Российского психологического общества.
  Ресурсы поддержки психологов для разрешения этических дилемм.   Собственные ограничения и границы компетенций психолога.   Работа под супервизией (принципы, форматы, уровни, особенности представления случая на супервизию). |
|
ОПК-8. Способен выполнять свои профессиональные функции в организациях разного типа, осознанно соблюдая организационные политики и процедуры. |
Проведение психологических
консультаций.
  Проведение лекций по психологическому просвещению сотрудников организации.   Проведение интерактивных занятий по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации. |
Формировать корпоративную культуру и корпоративную этику.
  Взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.   Хранить и обрабатывать персональные данные клиентов. |
Принципы социальной справедливости. Стресс меньшинств. |
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимые для освоения программы
Лица желающие поступить на дополнительную профессиональную программу – программу повышения квалификациидолжны иметь среднее профессиональное и (или) высшее образование либо получать среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость обучения по данной образовательной программе составляет 242 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы слушателя.
Форма обучения
Форма обучения – очная.
Режим занятий: учебная нагрузка устанавливается не более 36 часов в неделю и составляет не более 6 часов в день включая СРС (занятия в воскресные дни не допускаются).
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) | Всего часов | В том числе: | Форма промежуточной аттестации | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Групповая работа, включая теорию и практику/часы | Практическая работа в мини-группах/ часы | Интервизия (наблюдение и анализ работы психолога в формате открытых консультаций) | Клиентский опыт | Индивидуальная супервизия | Итоговая аттестация | ||||
1 | Коммуникативная компетентность психолога | 66 | 28 | 28 | 10 | Зачет | |||
2 | Диагностика состояния. Формирование представлений об особенностях личности клиента | 30 | 20 | 8 | 2 | Зачет | |||
3 | Заключение контракта | 66 | 28 | 28 | 10 | Зачет | |||
4 | Кризисная помощь | 20 | 16 | 4 | Зачет | ||||
5 | Стратегия помощи клиенту | 16 | 16 | Зачет | |||||
6 | Личность психолога | 8 | 8 | ||||||
7 | Супервизия | 34 | 4 | 8 | 22 | Зачет | |||
8 | Итоговая аттестация | 2 | 2 | Х | |||||
ИТОГО: | 242 | 120 | 68 | 22 | 8 | 22 | 2 |
Таблица 5. Матрица соотнесения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) учебного плана программы и формируемых в них профессиональных компетенций
№ п/п | Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) | Всего часов | Профессиональные компетенции | |||
---|---|---|---|---|---|---|
ОПК-3 | ОПК-4 | ОПК-7 | ОПК-8 | |||
1 | Коммуникативная компетентность психолога | 66 | + | |||
2 | Диагностика состояния. Формирование представлений об особенностях личности клиента | 30 | + | |||
3 | Заключение контракта | 66 | + | |||
4 | Кризисная помощь | 20 | + | |||
5 | Стратегия помощи клиенту | 16 | + | |||
6 | Личность психолога | 8 | + | + | ||
7 | Супервизия | 34 | + | |||
8 | Итоговая аттестация | 2 | + | + | + | + |
Календарный учебный график*
№ п/п | Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) | Всего часов | Период обучения/недели |
---|---|---|---|
1 | Коммуникативная компетентность психолога | 66 | с 1 по 9 неделю обучения |
2 | Диагностика состояния. Формирование представлений об особенностях личности клиента | 30 | с 10 по13 неделю обучения |
3 | Заключение контракта | 66 | с 14 по 22 неделю обучения |
4 | Кризисная помощь | 20 | с 23 по 24 неделю обучения |
5 | Стратегия помощи клиенту | 16 | с 25 по 26 неделю обучения |
6 | Личность психолога | 8 | 27 неделя обучения |
7 | Супервизия | 34 | с 28 по 32 неделю обучения |
8 | Итоговая аттестация | 2 | 32 неделя обучения |
Всего: | 32 недели обучения |
* Начало обучения по мере комплектования учебных групп. Учебные группы формируются в течение всего календарного года.
Рабочая программа учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
№ цикла | Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) | Виды учебных занятий, учебных работ/часы | Содержание |
---|---|---|---|
1 цикл | Коммуникативная компетентность психолога |
Тренинг 28 часов.
Отработка в мини-группах 28 часов. Открытая консультация 10 часов.   Итого: 66 часов. |
Знакомство. Уровни контакта.
Процесс в психологическом консультировании. Виды поддержки. Границы в психологическом консультировании. Директивность психолога. Фокус внимания и личные реакции психолога. |
2 цикл | Диагностика состояния. Формирование представлений об особенностях личности клиента |
Тренинг 14 часов.
Лекция 6 часов. Отработка в мини-группах 8 часов. Открытая диагностическая психиатрическая консультация 2 часа.   Итого: 30 часов |
Диагностика состояния.
Сбор информации об актуальной жизненной ситуации. Критерии здоровья. Регистры психопатологических расстройств. Виды помощи клиенту высокого регистра. Перенаправление к психиатру. Особенности контакта с клиентом с зависимостью. |
3 цикл | Заключение контракта |
Тренинг 20 часов.
Лекция 8 часов. Отработка в мини-группах 28 часов. Открытая консультация 10 часов.   Итого: 66 часов. |
Прояснение и корректировка внутренней картины болезни клиента.
Передача ответственности. Работа с жалобой на третье лицо. Формирование мотивации. Прояснение проблемы. Неврозогенез. Жалоба на симптом. Перевод запроса в заказ. Контракт на патогенетическую работу. Зоны компетенции психолога. |
4 цикл | Кризисная помощь |
Лекция 16 часов.
Отработка в мини-группах 4 часа.   Итого: 20 часов. |
Виды травмы. Психотравмирующее событие. Кризисная помощь при утрате. Горевание. Кризисная интервенция. Работа с суицидальными мыслями.
Насилие как вид психологической травмы. Особенности работы. |
5 цикл | Стратегия помощи клиенту |
Тренинг 12 часов.
Лекция 4 часа.   Итого: 16 часов. |
Выявление и описание основных сложностей клиента. Предварительная гипотеза. Стратегия помощи. Дискриминация, стресс меньшинств. Прояснение конфликта. Треугольник конфликта. Предъявление конфликта. Конфронтация. |
6 цикл | Личность психолога |
Тренинг 8 часов.
  Итого: 8 часов. |
Личные ограничения, отказ в терапии. Этические дилеммы в работе психолога. |
7 цикл | Супервизия |
Учебные консультации 22 часа.
Интервизия 8 часов. Групповая супервизия 2 часа. Tренинг 2 часа.   Итого: 34 часа. |
Интеграция знаний по курсу.
Консолидация навыков психологического консультирования. Индивидуальная и групповая супервизии. Психологическое консультирование под супервизией. |
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1). Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций — СПб.: «Академический проект», 1997 г.
2) Мастерство психологического консультирования. /Под ред. А. А. Бадхена, А.М. Родиной. — СПб.: Речь, 2007 г.
3). Василюк Фёдор Ефимович. Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии. Курс лекций. Москва, 2012 г.
4). Вайсс Дж. Как работает психотерапия: Процесс и техника/Пер. с англ. А.Б. Образцова. — Москва, 1998 г.
5). Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учеб. для вузов — СПб.: Питер, 2002 г.
6). Р. Кочюнас «Основы психологического консультирования» — Москва: "Академический проект", 1999 г.
7). Решетников М.М. Трудности и типичные ошибки начала терапии. — СПб, Восточно-европейский институт психоанализа, 2019 г.
8). Роджерс К. Консультирование и психотерапия. — Москва: ЭКСМО-Пресс, 1999 г.
9). Тиганов А.С. Общая психиатрия. — Москва: Медицина, 1999 г.
10). Решетников, М.М. Психическая травма: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / М.М. Решетников. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2018 г.
11). Гуревич, П.С. Психоанализ: учеб. пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017 г.
12). Старовойтов В.В. Современный психоанализ: грани развития [Текст] /В.В. Старовойтов; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – Москва: ИФ РАН, 2008 г.
 
Дополнительная литература:
1). Роберт, Столороу Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход / Столороу Роберт, Брандшафт Бернард, Атвуд Джордж ; перевод М. Глущенко, Э. Зимина, К. Куркина. — Москва: Когито-Центр, 2011 г.
2). Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания. Интерсознание в психоанализе: монография / А. В. Россохин. — Москва : Когито-Центр, 2010 г.
3). Старовойтов В. В. Современный психоанализ. Грани развития / В.В. Старовойтов. — Москва: Институт философии РАН, 2008 г.
 
Электронные источники (ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») необходимые для освоения дисциплины:
1). Национальная психологическая энциклопедия https://vocabulary.ru.
2). Психологический портал (базы данных) http://www.psychology-online.net.
3). http://koob.ru/ Электронная библиотека.
4). http://dic.academic.ru/ Словари и энциклопедии на Академике.
5). http://www.voppsy.ru/ Журнал «Вопросы психологии».
6). http://psyjournals.ru/ Журнал «Консультативная психология и психотерапия».
7). http://www.psyedu.ru/ Электронный журнал «Психологическая наука и образование».
8). Электронно-библиотечная система ТвГУ http://megapro.tversu.ru/megapro/Web.
9). Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru/.
10). Электронная библиотека диссертаций РГБ http://diss.rsl.ru/.
11). Свободно распространяемое (бесплатное) программное обеспечение GoogleChromе.
Организационно-педагогические условия
Материально-технические условия реализации программы
Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий | Вид занятий | Наименование оборудования, программного обеспечения |
---|---|---|
Аудитория | Лекции, практические и иные виды занятий согласно учебному плану |
1). Кабинет, соответствует санитарным нормам СанПина (кондиционер, рециркулятор, средства индивидуальной защиты и средства дезинфекции, отдельный вход в помещение, сан.узел, рукомойник).
  2). Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).   3). Мультимедийное оборудование (1 ноутбук, интерактивная доска, мультимедиапроектор, колонки, доска для записей, вебкамера, вся необходимая для обучения канцелярия и пр.), компьютерные презентации, учебно-методические и оценочные материалы.   4). Кабинет оборудованный зеркалом Гезелла. |
Организация образовательного процесса
Форма обучения – очная.
Режим занятий: учебная нагрузка устанавливается не более 36 часов в неделю и составляет не более 6 часов в день включая СРС (занятия в воскресные дни не допускаются).
Всем обучающимся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам через Интернет.
Федеральные образовательные ресурсы:
1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru.
2. Федеральный центр информационно-образовательный ресурсов http://fcior.edu.ru.
3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru.
4. Естественнонаучный образовательный портал http://en.edu.ru.
5. Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://ict.edu.ru.
6. Российский портал открытого образования http://openet.edu.ru.
Электронные библиотеки:
1. http://knigosite.ru/ – библиотека «Книгосайт».
2. http://books.google.ru/ – библиотека Google.
3. http://www.gumer.info/ – гуманитарная библиотека.
4. http://www.giuvus.ru/ – Гуманитарный Интернет-университет.
5. http://elenakosilova.narod.ru/ – Библиотека Елены Косиловой.
6. http://window.edu.ru/window/library – библиотека единого образовательного сайта России.
7. http://znanium.com/ - Электронно-библиотечная система.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Педагогические работники имеют среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой темы.
Педагогические работники получают дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Оценка качества освоения программы
Фонды оценочных средств
При реализации образовательной программы оценка результатов освоения программы проводится в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе изучения тем соответствующих модулей.
Формами промежуточной аттестации является зачет по окончании изучения модуля.
Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся устанавливается образовательной организацией.
Текущий контроль успеваемости
Текущий контроль успеваемости проводится с целью получения оперативной информации о качестве усвоения обучающимися учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий.
Форма текущего контроля – педагогическое наблюдение на занятии.
Критерии оценивания при проведении текущего контроля успеваемости: правильность ответа по содержанию занятия (учитывается количество и характер ошибок при ответе); рациональность использованных приемов и способов решения поставленной учебной задачи (учитывается умение использовать наиболее прогрессивные и эффективные способы достижения цели).
Оценочные материалы промежуточной аттестации
№ п/п | Наименование учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) | Вопросы к зачету* |
---|---|---|
1 | Коммуникативная компетентность психолога |
Уровни контакта.
Виды поддержки. Правила обратной связи. |
2 | Диагностика состояния. Формирование представлений об особенностях личности клиента |
Диагностика, сбор информации о клиенте.
Алгоритм работы с процессом. Разграничение ответственности психолога и клиента. |
3 | Заключение контракта |
Контракт на психологическую работу.
Составляющие контракта. |
4 | Кризисная помощь |
Прояснение и корректировка ВКБ.
Виды травм. Кризисная интервенция. Критерии здоровья. Регистры психопатологических расстройств. Основы наркологии. |
5 | Стратегия помощи клиенту |
Выявление и описание основных сложностей клиента.
Предварительная гипотеза. Стратегия помощи. Дискриминация. Стресс меньшинств. |
6 | Личность психолога |
Позиция психолога. Директивность.
Формирование мотивации на психологическую работу. Этические дилеммы в работе психолога. Внутриличностный конфликт. |
7 | Супервизия | Принципы работы с супервизором. |
* Слушатель должен ответить на один из представленных к модулю вопросов.
Критерии оценивания промежуточной аттестации
 
Отметка «зачтено»
Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающийся работал полностью самостоятельно: подобрал необходимые для выполнения предлагаемой работы источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
 
Отметка «не зачтено»
Выставляется в том случае, когда обучающийся оказался не подготовленным к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
Итоговая аттестация является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.
Оценочные материалы итоговой аттестации
Вопросы оформляются в форме билета. Билет содержит не 2 вопроса.
Вопросы к экзамену
1. Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), психология горя, потери, утраты.
2. Критерии здоровья. Регистры психопатологических расстройств.
3. Основы наркологии. Особенности контакта с клиентом с зависимостью.
4. Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации. Дискриминация. Стресс меньшинств.
5. Основы психологического консультирования (виды, формы, методы).
6. Контракт как методика построения процесса консультирования.
7. Психологическая и психическая травма (концепции, факторы, методы работы).
8. Построение предварительной гипотезы.
9. Технологии, методы и формы оказания психологической помощи.
10. Основные положения этического кодекса Российского психологического общества.
11. Ресурсы поддержки психологов для разрешения этических дилемм.
12. Собственные ограничения и границы компетенций психолога.
13. Работа под супервизией (принципы, форматы, уровни, особенности представления случая на супервизию).
14. Принципы социальной справедливости. Стресс меньшинств.
 
По результатам экзамена выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка «отлично» предполагает: | Обучающийся демонстрирует исчерпывающие знания всего программного материала, глубокое понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твёрдое знание основных положений смежных дисциплин. Дает логически последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета. Использование обучающимся в необходимой мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы. Умело использует полученные теоретические знания, проявляет высокий уровень мышления, эрудиции. |
Оценка «хорошо» допускает: |
Обучающийся демонстрирует твёрдые и практически полные знания всего программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений. Обучающийся умело использует полученные теоретические знания.
Даны последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы. Однако присутствуют незначительные неточности или ошибка в ответе на один вопрос. Даны правильные ответы на все дополнительные вопросы. |
Оценка «удовлетворительно» предполагает: |
Обучающийся демонстрирует знание и понимание большей части основных вопросов программы, дает частичные ответы на поставленные вопросы. При этом обучающийся может использовать основные знания по каждому вопросу, частично владеет умением синтезировать имеющуюся информацию и интегрировать знания.
Обучающийся недостаточно полно использует полученные знания для решения поставленных задач. Даны неполные ответы на все вопросы билета, отсутствует знание некоторых теоретических положений. Допущены неточности и ошибки в ответах на дополнительные вопросы. |
Оценка «неудовлетворительно» предполагает: | Обучающийся демонстрирует практически полное незнание основных вопросов программы. Обучающийся не может использовать полученные теоретические знания для решения поставленных задач, проявлено непонимание сущности излагаемых вопросов. Даны неполные или неверные ответы на все вопросы. В ответе допущены грубые ошибки. |
Методические материалы
Методические материалы для слушателей
Начало первой встречи с клиентом.
Цель: снять тревогу, создать доверительную атмосферу, поддержать, продемонстрировать профессионализм, познакомиться, обозначить запрос, решить работаем ли дальше.
Ведь надобно же, чтоб у всякого человека
было хоть одно такое место, где бы и его пожалели!
Ф.М. Достоевский
Виды поддержки
1. Признание сложности проблемы клиента. |
С маленьким ребенком тяжело.
Трудно, когда тебе никто не помогает. |
2. Принятие. |
Нормально, что ты сейчас волнуешься.
Конечно, неизвестность может пугать. |
3. Отражение чувств. |
Я вижу, как ты возмущен.
Ты сейчас радуешься? |
4. Присоединение к чувствам клиента. |
Меня бы тоже это злило.
Я бы тоже испугался. |
5. Самораскрытие. |
Я был в похожей ситуации и также возмущался.
Когда вы так говорите, я чувствую радость. |
6. Снятие уникальности. |
Любой бы беспокоился перед проверкой.
Каждая мать беспокоится за своего ребенка. |
7. Внушение надежды. |
После того, как вы поделитесь, станет легче.
С этим страхом можно справиться. |
8. Предложение помощи. | Давайте я вместе с вами схожу на консультацию с психиатром. |
9. Похвала. |
Непросто прийти к психологу, здорово, что вы смогли.
Тебе было страшно, но ты смог сказать, что тебя не устраивало. Это вызывает уважение! |
10. Информирование. | Иногда бессонница и сердцебиение возникают от переживаний, и тогда помощь должен оказывать не врач, а психолог. |
Этап | Пример |
---|---|
В коридоре: | |
Приветствие | – Здравствуйте, я Анна Саливан. |
Выяснение цели визита | – Вы ко мне на консультацию? |
Small Talk | – Как добрались? Легко ли нас нашли? |
Ориентировка в пространстве | – Здесь можно оставить вещи, там помыть руки, а тут у нас чай или кофе. |
В кабинете: | |
1. Ориентировка в психологе.
  – ФИО психолога – Должность – Сфера деятельности – Один неформальный факт о себе |
– Присаживайтесь, где вам будет удобно и давайте знакомиться.
  – Я Джоанна Мэнсфилд Салливан, педагог и психолог, обучаю детей языку жестов и помогаю адаптироваться в социуме, также консультирую родителей. Я сама имела проблемы со зрением и знаю, насколько трудно бывает с этим справиться, поэтому и решила работать в этой сфере. |
2. Определение формы обращения: по имени или имени отчеству, на «ты» или на «вы». |
– Теперь о вас? Как мне можно к вам обращаться? Елена?
– Хорошо. Будет удобнее общаться на «вы» или на «ты»? – Тогда Анна, Елена и на «вы», договорились. |
3. Ориентировка в регламенте.
  – Время (деньги) – Правила: конфиденциальность, нейтральная позиция психолога – Цель первой встречи – Присутствие супервизора |
– Вы первый раз у психолога? Для многих это непростой шаг – решиться на визит к психологу.
– Давайте я расскажу, что сегодня будет происходить. Согласны? – Наша встреча продлится ровно час, стоимость консультации тысяча рублей, вы знаете? – Хорошо. Все, что вы мне расскажете останется между нами, при этом на какие-то вопросы вы можете не отвечать, если не захотите, я не буду настаивать, ок? – Неприличных тем в кабинете у психолога нет и вы можете говорить обо всем, что вас волнует, ладно? – Цель первой встречи познакомиться, понять, в чем вам нужна помощь и какого рода. Вы тоже определитесь, насколько вам комфортно со мной работать, будем ли продолжать встречи. |
4. Ориентировка в клиенте.
  Актуальное социальное положение. |
– Хотелось бы теперь немного больше узнать о вас. Могу ли я поспрашивать?
– Расскажите о себе? Сколько вам лет, чем занимаетесь? – Работаете/учитесь? Где? Большая ли у вас семья? – Живете вместе? Все ли живут в этом городе? |
5. Прояснение запроса. | – Что вас ко мне привело? |
Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать,
внимательно слушать,
спокойно отвечать и перестать говорить,
когда нечего больше сказать.
Л.Н. Толстой
Техники активного слушания
Техника и ее описание | Пример |
---|---|
1. Эхо - повторение последних слов фразы клиента.
Клиент говорит фразу, консультант повторяет последнее слово-два с чуть вопросительной интонацией. |
– Сегодня я весь день провела в дороге и очень устала.
– Очень устала? |
2. Смысловое эхо – повторение 1-2 слов из фразы клиента (в зависимости от того, на чем вы хотите сделать акцент). |
– Я хочу съехать из родительского дома, мама меня не понимает, вечно вмешивается в мои отношения с парнем!
– Мама не понимает? |
3. Резюмирование – обобщение, вывод самого главного в речи клиента. |
– Вчера спешил на тренировку, мама попросила выбросить мусор, я пообещал, что сделаю это позже, а она разозлилась на меня и назвала эгоистом. Хотя сама ни разу не пришла на мои выступления, кто тут еще эгоист, очень обидно!
– Вчера ты поссорился с мамой и теперь очень обижен на нее. |
4. Парафраз (перефразирование) – пересказ речи клиента своими словами.
Этот прием помогает удостовериться, правильно ли мы поняли собеседника, и продемонстрировать свою включенность в диалог |
– Правильно ли я тебя понял, что...
– Другими словами, вы считаете, что... |
Будь другом, опредметь мою потребность.
Д.А. Леонтьев
Алгоритм работы с «флиртующим» или «агрессивным» клиентом
1. Сделать явным процесс. | |
а) Поведенческая обратная связь.
Опишите поведение клиента, не оценивая его. |
Консультант: Вы назвали меня «детка», и тон голоса у вас тоже довольно ироничный (задаете личные вопросы, улыбаетесь, тон у вас заигрывающий). |
б) Когнитивная обратная связь.
Предположение о реальных мотивах его поведения, о реальной потребности. |
Консультант: Похоже, что вы сомневаетесь в моей компетентности (пытаетесь установить неформальные отношения, флиртуете). |
2. Поддержка. | |
а) Принятие.
Продемонстрируйте, что вы не считаете такое поведение плохим, предосудительным. |
Консультант: Вас можно понять, ведь вы действительно старше, и у вас есть основания сомневаться (спасибо за комплименты). |
б) Снятие уникальности.
Сообщите, что многие люди испытывают тревогу на первой встрече и такая реакция естественна. |
Консультант: Вы знаете, это довольно частое явление, у многих клиентов возникают сомнения в компетентности психолога, если тот младше. |
в) Эмоциональная обратная связь.
Сообщите клиенту о своем желании помочь (дайте честный отклик на его действия). |
Консультант: Я хочу помочь вам развеять эти сомнения и принять решение, будем ли мы работать дальше (это, безусловно, приятно, я даже немного смутился). |
д) Предложение помощи.
Сообщите клиенту о своем желании помочь. |
Консультант: Могу ли я что-то сделать или рассказать, чтобы развеять ваши сомнения? |
3. Ответ на реальную потребность клиента (гарантии, безопасность или желание личных отношений с психологом).
Это очень важная часть. Поведение клиента было вызвано реальной потребностью, хотя он и не выражал ее прямо. На эту потребность надо ответить (не обязательно согласием). |
Консультант: Мне тоже кажется, что уверенность в психологе не может появиться быстро, и мои дипломы или обещания вас не убедят. Это выясняется лишь опытным путем подхожу ли я вам, нравится ли вам то, что я делаю.
  (Вы пришли ко мне, как к психологу, а мы не заводим личные взаимоотношения с клиентами. Поэтому, это невозможно.   Однако, я могу помочь вам иначе. Раз вы сюда пришли, возможно, в жизни вас что-то не устраивает. Люди как-то реагируют на вас, и у меня могут быть похожие реакции. Но в отличие от друзей, любовников я не буду молчать из вежливости, буду честным. Интересует?) |
4. Мини-контракт.
Важно договориться с клиентом, будете ли вы работать вместе. |
Консультант: Согласны? Готовы с чего-нибудь начать, не смотря на тревогу? Будем пробовать? |
Протяжный скрип защитных механизмов…
Д.А. Леонтьев
Алгоритм работы с жалобой на 3-е лицо
1. Выяснить, кто страдает в этой ситуации.
Итог: признание клиента, что именно он страдает и нуждается в помощи. |
1. Поддержка:
- отражение чувств - присоединение к чувствам 2. Проясняющие вопросы: - Кто в этой ситуации страдает? кому хуже? - Приведи пример? Что ты тогда почувствовал? - Кто прилагает усилия? Кто пришел к психологу? - Кто не справляется? у кого бессонница? - Кому нужно помогать? Клиент: Да, мне плохо, мне нужна помощь! |
2. Определить, чья ответственность.
Итог: признание клиента, что именно он что-то делает не так и в его власти это изменить. Здесь важно, что ответственность клиент берет не за поведение другого человека, а за то, что продолжает пребывать в травмирующей ситуации. |
1. Проясняющие вопросы:
– В ком причина вашего страдания? – Кто должен меняться? – В чем ваша роль? 2. Психообразование – Роль двоих в отношениях – Работаем с тем, кто в кабинете Клиент: Похоже, со мной что-то не так. Наверное, я слишком требовательный и не умею идти на компромиссы. |
3. Прояснить мотивацию клиента. |
1. Информирование о рисках и условиях.
2. Фиксация желания меняться. Клиент: Я понимаю, что будет непросто и займет много времени и сил, но мне так плохо, что я хочу попробовать что-то в себе изменить. |
4. Проверка результатом. | Клиент: Я научусь отстаивать свои границы и говорить «нет». |